Начало XX в: Лесбийская субкультура
Заметное место в культуре Серебряного века
занимает лесбийская любовь. Разумеется, этот
феномен был известен в России и раньше. Историки
небезосновательно подозревают в этой склонности
знаменитую подругу Екатерины II княгиню
Екатерину Романовну Дашкову (1743— 1809).
Отношение русского общества к лесбиянкам,
как и к гомосексуалам, было отрицательно -
брезгливым и ассоциировалось главным образом с
проститутками. Характерен отзыв Чехова: «Погода
в Москве хорошая, холеры нет, лесбосской любви
тоже нет... Бррр!!! Воспоминания о тех особах, о
которых Вы пишете мне, вызывают во мне тошноту,
как будто я съел гнилую сардинку. В Москве их нет
— и чудесно».
Лесбиянки в Москве, конечно, были, но к уважаемым
женщинам этот одиозный термин обычно не
применяли, а эротические аспекты женской
«романтической дружбы» предпочитали не
замечать. Никому не приходило в голову
подозревать что-то дурное в экзальтированной
девичьей дружбе или «обожании», какое питали
друг к другу и к любимым воспитательницам
благонравные воспитанницы институтов
благородных девиц. Их описания в произведениях Лидии
Чарской вызывали у читательниц только слезы
умиления.
Достаточно спокойно воспринимала
общественность и стабильные женские пары,
обходившиеся без мужского общества. Одна из
первых русских феминисток, основательница
литературного журнала «Северный вестник» Анна
Евреинова (1844—1919) много лет прожила
совместно со своей подругой жизни Марией
Федоровой, а Наталия Манасеина,
жена известного ученого, даже оставила мужа ради
совместной жизни с поэтессой-символисткой Поликсеной
Соловьевой (1867—1924) (первой переводчицей
"Алисы в стране чудес"). Их отношения просто
не воспринимались как сексуальные.
Среди важных литературных явлений периода
между 1905 и 1910 гг. было появление романа "33
урода" и сборника рассказов "Трагический
зверинец" Лидии Зиновьевой - Аннибал.
Эти две книги сделали для русских лесбиянок то
же, что ""Крылья" Кузмина для
мужчин-гомосексуалистов: они показали читающей
публике, что лесбийская любовь может быть
серьезной, глубокой и трогательной и стали
первым художественным описанием лесбийской
любви в русской прозе. Сюжет ее в высшей степени
мелодраматичен. Актриса Вера расстраивает
свадьбу молодой женщины, в которую она влюблена,
покинутый жених кончает самоубийством, а две
женщины начинают совместную жизнь. В уставленной
зеркалами комнате они восторженно созерцают
собственную красоту и предаются упоительным
ласкам, на которые неспособны примитивные
любовники-мужчины. Видя себя глазами влюбленной
Веры, юная красавица уже не может воспринимать
себя иначе. Однажды она позирует нагой сразу 33
художникам, но нарисованные ими портреты не
удовлетворяют ее: вместо созданной Вериным
воображением богини, художники-мужчины
нарисовали каждый собственную любовницу, «33
урода». Однако блаженство продолжается недолго.
Болезненно ревнивая Вера понимает, что молодая
женщина нуждается в общении и не может обойтись
без мужского общества, и мучается тем, что рано
или поздно она потеряет ее. Когда девушка
соглашается на поездку с одним художником, Вера в
отчаянии кончает с собой. Как и в аналогичных
западных романах, лесбийская любовь кажется
наваждением и заканчивается катастрофой.
|