П.И.Чайковский
Гомосексуальность Петра Ильича
Чайковского (1840—1893), которую разделял его
младший брат Модест, была «семейной». Училище
правоведения, в котором учился композитор,
славилось подобными традициями, его
воспитанники имели шуточный гимн о том, что секс
с товарищами гораздо приятнее, чем с женщинами.
Даже скандальный случай, когда один
старшеклассник летом поймал в Павловском парке
младшего соученика, затащил его с помощью
товарища в грот и изнасиловал, не нашел в Училище
адекватной реакции. На добровольные сексуальные
связи воспитанников тем более смотрели сквозь
пальцы. Близкий друг, а позднее сожитель и
любовник Чайковского поэт А. Н. Апухтин (1841—1893),
равно известный за свои стихи и за свою
невероятную тучность (по крайней мере еще один из
любовников композитора превзошел Апухтина по
дородности. У Чайковского, по-видимому, была
склонность к толстякам), всю жизнь отличался этой
склонностью и нисколько ее не стеснялся.
Апухтинские стихи были положены на музыку
несколькими композиторами, включая Чайковского,
но, несмотря на их большую популярность в конце
прошлого века, теперь онм кажутся
сентиментальными и старомодными. В 1862 г. они
вместе с Чайковским оказались замешаны в
гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и
были, по выражению Модеста Чайковского,
«обесславлены на весь город под названием
бугров». После этого композитор стал осторожнее.
Желая подавить свою «несчастную склонность» и
связанные с нею слухи, Чайковский женился, но его
брак, как и предвидели друзья композитора,
закончился катастрофой, после чего он уже не
пытался иметь физическую близость с женщиной. «Я
знаю теперь по опыту, что значит мне переламывать
себя и идти против своей натуры, какая бы она ни
была». «Только теперь, особенно после истории с
женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего
нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть
по своей природе».
В отличие от Апухтина, Чайковский стеснялся
своей гомосексуальности, и вообще о его интимной
жизни известно мало (об этом позаботились
родственники и цензура). Однако мнение, что он всю
жизнь мучился этой проблемой и что
гомосексуальность в конечном итоге довела его до
самоубийства, не выдерживает критической
проверки. При всех трудностях своей жизни,
которые лишь отчасти были связаны с его
сексуальностью, Петр Ильич был жизнерадостным и
имеете с тем религиозным человеком, идея
самоубийства была ему глубоко чужда.
Романтический миф о самоубийстве композитора
по
приговору суда чести его бывших соучеников за то,
что он якобы соблазнил какого-то очень знатного
мальчика, чуть ли не члена императорской семьи,
дядя которого пожаловался царю, несостоятельна
во всех своих элементах. Во-первых, исследователи
не нашли подходящего мальчика. Во-вторых, если бы
даже такой скандал возник, его бы непременно
замяли, Чайковский был слишком знаменит и любим
при дворе. В-третьих, кто-кто, а уж бывшие
правоведы никак не могли быть судьями в подобном
вопросе. В-четвертых, детально известные
обстоятельства последних дней жизни Чайковского
восстают против этой версии. В-пятых, сама она
возникла сравнительно поздно и не в среде
близких композитору людей. Как ни соблазнительно
считать его очередной жертвой самодержавия и
«мнений света», Чайковский все-таки умер от
холеры.
В рассказах и пьесах Антона Павловича
Чехова сексуальная проблематика подается
откровенно, что позволило взломать лед
викторианских запретов, игравших большую роль у
его предшественников. Но Чехов вырос во времена,
когда менее привычные формы сексуальности почти
исчезли из социального поля зрения. Во всем
литературном и эпистолярном наследии Чехова
отсутствуют какие-либо намеки на
гомосексуальность. Должно быть, он был в курсе
близких отношений Анны Евреиновой и ее любовницы
Марии Федоровой, поскольку в заключении своих
писем Евреиновой он обычно посылал привет
Федоровой. Однако имеется достоверная
информация о том, что Чехов выражал крайнее
недоумение по поводу того, как Алексей Апухтин,
никогда не имевший отношений с женщинами, мог так
убедительно писать стихи о любви и страсти.
Об амбивалентности русского характера как
наследии душевной жизни первобытного человека,
сохранившейся у русских лучше и в более
доступном сознанию виде, чем у других народов,
писал Фрейд, обнаруживший скрытую и оттого еще
более мучительную бисексуальность у Достоевского.
Весь смысл психоанализа своего русского
пациента Панкеева («Из истории одного детского
невроза») Фрейд видел в том, чтобы открыть ему его
бессознательное влечение к мужчине. В
"Неточке Незвановой" Достоевский
изобразил лесбийский роман двух
девушек-подростков, а в "Записках из мертвого
дома" более завуалированно описал
гомосексуализм среди каторжников.
В атмосфере реформ Александра II
гомосексуализм стал более открытым как в жизни
русского общества, так и в литературе.
Знаменитостью в 1870-80 гг. во всем мире был
исследователь и натуралист Николай
Пржевальский (1839-1888). Написанная Дональдом
Рэйфильдом биография Пржевальского
свидетельствует о том, что в каждую его
экспедицию включался компаньон-любовник в
возрасте от 16 до 22 лет. Известность ученого была
столь велика, что каждого нового любовника он мог
представлять властям как незаменимого личного
ассистента, необходимого в запланированной
экспедиции.
Известной фигурой второй половины 19 века
была Анна Евреинова - первая русская
женщина, получившая ученую степень доктора
права. Для получения этой степени ей пришлось
поехать на учебу в Лейпциг, поскольку в то время в
российские университеты женщины не допускались.
Помимо карьеры в области права, Евреинова
основала и была издателем "Северного
вестника" - одного из самых изысканных
литературных журналов 1880-х годов, который она
выпускала совместно со своей
любовницей-компаньонкой Марией Федоровой.
Журнал Евреиновой был первым серьезным изданием,
в котором появились наиболее известные повести
Антона Павловича Чехова. Широкая либеральная
направленность "Северного вестника"
позволила ему оказать поддержку неопытным
писателям нарождавшегося символистского
движения.
К середине 90-х годов 19 века в русской
интеллектуальной жизни новой реальностью стали
отрицание как традиционной почтительности к
царскому режиму, так и жестокого авторитаризма и
пуританства, свойственных революционному
движению ранее. Эта новая идеология обнаруживает
себя в произведениях основателей русского
символизма: Николая Минского (1855-1937),
поэта и драматурга, интересовавшегося
лесбийской суб - культурой, чья пьеса "Альма"
(1900) (главная героиня которой - лесбиянка) до сих
пор остается потрясяюще раскрепощенным
исследованием подваленности женской
сексуальной сферы в обществе с доминирующим
мужским началом, прозаика и поэта Федора
Сологуба (1863-1927) и прозаика, драматурга,
критика Дмитрия Мережковского (1860-1941) -
оба они в своих произведениях без осуждения
писали об альтернативных формах сексуальности.
|