Россия ХVIII - 1 половины ХIХ веков
Итак,
Петр Первый, втащивший (можно было
бы добавить: пиная и прикрикивая) в начале 18 века
старую Русь в современный мир, был одним из тех
высоко одаренных половой энергией
гетеросексуалистов, которые при случае не
упустят возможности побаловаться и с мальчиками.
Взаимоотношения Петра со своим протеже Александром
Меньшиковым, сыном придвроного конюха,
которого он сначала сделал своим ординарцем,
потом присвоил звание генералиссимуса и в конце
концов дал титул светлейшего князя, очевидно
имели сексуальную почву. В военных позодах Петр
спал с солдатами, предпочитаю при этом
обладателей больших и дряблых животов, на
которые он, отдыхая, любил укладывать голову.
Должность согревающего царскую постель была
весьма непопулярна в петровских войсках,
поскольку за случайное бурчание в животе
назначалось наказание битьем.
Другим представителем династии Романовых,
обладавшим бисексуальными наклонностями, была
племянница Петра Анна Иоанновна. Она
правили Российской империей с 1730 по 1740 г. и по
свидетельствам некоторых мемуаристов имела
интимные связи с несколькими своими фрейлинами.
Екатерина II, немка по
происхождению, могла иметь короткое лесбийское
увлечение княгиней Дашковой, знатной женщиной,
которая помогла Екатерине сбросить с престола ее
мужа Петра III и захватить трон. В мемуарах Дашковой
есть очень сильный намеки на их такую связь. Но
неукротимая страсть Екатерины к необиженным
природой мужчинам-самцам (термин "царицын
размер" не является, видимо, беспочвенной
выдумкой) помешала возникновению у нее
каких-либо серьезных чувственных связей с
другими женщинами. В екатерининсткую эпоху
гомосексуализм менее заметен в русской
литературе и общественности, чем в предыдущий и
последующий периоды, хотя сама императрица
отнеслась к этому явлению весьма гуманно,
предложив в своем "Наказе" 1767 г. отменить
существовавшие для военных телесные наказания,
полагая "стыд и бесславие", сопровождающие
арест за гомосексуальное поведение, достаточной
острасткой.
Кажется, нет оснований для включения сына
Екатерины Павла I, ее внука Александра I, и
генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова
(главнокомандующего русскими войсками во время
Отечественной войны 1812 года) в список
"знаменитых гомосексуалистов",
появляющийся в отдельных изданиях в последнее
время. Такая информация о них имеется в польских
источниках, однако можно отметить, что обвинения
в гомосексуализме исходят от людей, которые
хотели бы жтим порочащим аргументом
дискредитировать русских за их роль в разделе
Польши.
Конец XVIII - первая половина XIX века
С увеличением контакта с жителями западных
стран русские люди 18 века поняли, что в этих
странах относились к "содомскому греху" с
ужасом и яростью. Среди прочих западных взглядов
и обычаев, которые были занесены в Россию в
результате петровских реформ, была и гомофобия.
Открытый гомосексуализм допетровской Руси ушел
как бы в подполье. Терпимость и признание
гомосексуальных отношений сохраняется в
беднейших слоях и в отдаленных северных решионах
среди членов эсхатологических крестьянских
сект, отделившихся от старообрядчества, особенно
среди хлыстов и скопцов. [Николай Клюев, большая
часть ранней лирики которого представляет
литературную обработку фольклора скопцов и
хлыстов, включил несколько эпатирующих образцов
гомосексуальной поэзии этих религиозных сект в
свой сборник "Братские песни" (1912 г.)].
На другом конце социальной лестницы мы
находим ряд ультраконсервативных официальных
писателей - гомосексуалистов, относящихся к
верхним эшелонам царской России 18-19 веков. В
дворянской и чиновничьей среде гомосексуальные
связи иногда приобретали скандальный характер
не столько сами по себе, сколько потому, что были
тесно связаны с непотизмом и коррупцией:
могущественные люди расплачивались со своими
молодыми протеже высокими назначениями, никак не
соответствовавшими их способностям. В быту к
этому относились спокойно-иронически. При
Александре I гомосексуальными наклонностями
славились министр просвещения и духовных дел князь
А. Н. Голицын, возглавлявший Министерство
просвещения и духовных дели министр иностранных
дел, а затем канцлер Н. П. Румянцев.
Иван Дмитриев (1760-1837), знаменитый
русский поэт-сентименталист и автор острых
сатирических стихотворений, сладостных любовных
романсов и дидактических басен, был министром
юстиции в годы правления Александра I. Занимая
высокий государственный пост, Дмитриев
выделался протекционизмом: он окружал себя
красивыми молодыми помощниками, отдельные из
которых, благодаря своим любовным связям с ним
активно продвигались по службе. Однако в поэзии
Дмитриев носил маску гетеросексуала, его герой в
стиле неоклассицизма томится то по некоей Хлое,
то по Филлиде. Исключением могут служить только
переложенные Дмитриевым две басни Лафонтена -
"Два голубя" и "Два друга", которые он
превратил в недвусмысленные описания
романтической любви двух мужчин. Сами не
осознавая того, мы встречаемся с Дмитриевым в
первом акте чеховского "Дяди Вани", где
цитируется одно из его сатирических
произведений, а также в "Романсе" из сюиты
Прокофьева "Поручик Киже", являющемся
музыкальным переложением его наиболее
известного лирического стихотворения.
Таким же протекционистом был и граф Сергей
Уваров (1786-1855) - министр народного
просвещения при Николае I. Для улучшения своего
материального положения он женился на богатой
наследнице и имел от нее несколько детей. Однако
любил он очень красивого, но не очень большого
ума, князя Михаила Дондукова-Корсакова.
Уваров сумел назначить своего любовника
вице-президентом Императорской Академии Наук и
устроил его на должность ректора
Санкт-Петербургского университета. Отсутствие у
Дондукова-Корсакова каких-либо профессиональных
способностей, соответствующих этим двум постам,
было настолько очевидно, что это послужило для
ряда поэтов, включая Пушкина, поводом к едким
эпиграммам, в которых среди качеств, позводивших
юному князю водрузиться в вице-президентское
кресло, основным являлась его задница.
Уваров был автором формулы "Православие,
самодержавие, народность". Эти назначение, при
полном отсутствии квалификации, вызвали ряд
ехидных эпиграмм, в том числе пушкинское:
В Академии наук
Заседает князь Дундук
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ... есть.
(эта эпиграмма существует в двух вариантах,
один из которых более печатен, чем другой).
Относясь отрицательно к связи между
Уваровым (его личным врагом) и
Дондуковым-Корсаковым, А.С.Пушкин писал
о гомосексуализме с большим сочувствием в
стихотворении, приложенном к письму из Одессы Филиппу
Вигелю (1786-1856) от 22 октября - 4 ноября 1823 года.
Вигель был градоначальником Керчи, а
впоследствии вице-губернатором Бессарабии.
Вигель, известный своими посмертно
опубликованными мемуарами (с открытым описанием
его половых склонностей), дружил с Пушкиным во
времена бессарабской ссылки последнего. В
стихотворении, начинающемся словами
"Проклятый город Кишинев!", Пушкин сетует,
что Содом, этот "Париж Ветхого завета", был
разрушен "небесным громом" - уж лучше бы
грязный, провинциальный Кишинев, где тогда жил
Вигель:
Содом, ты знаешь, был отличен
не только вежливым грехом,
Но просвещением, пирами,
Гостеприимными домами
И красотой нестрогих дев!
Как жаль, что ранними громами
Его сразил Еговы гнев.
В этом послании Пушкин выражает сочувствие
Вигелю, что тот должен жить в Кишиневе, а не в
цивилизованном городе, желает удачи в завоевании
сердец юношей Кишинева и обещает навестить его,
но только при одном условии:
Тебе служить я буду рад -
Стихами, прозой, всей душою,
Но, Вигель, - пощади мой зад!
Далее, и в стихотворении, и в
сопроводительном письме, Пушкин указывает
Вигелю на "трех милых красавцев" - братьев,
живущих в Кишиневе, которые могли бы пойти
навстречу желаниям Вигеля, из которых «думаю,
годен на употребление в пользу собственно самый
меньшой: NB он спит в одной комнате с братом
Михаилом и трясутся немилосердно — из этого
можете вывести важные заключения, представляю их
вашей опытности и благоразумию»... Ко всему этому
Пушкин относится вполне благожелательно, хотя и
подчеркивает в последней строке стихотворения,
что его самого этот вид любви не интересует.
Тем не менее среди
его окружения было не мало "голубых"
. Тайный советник Ф.Ф.
Вигель, бывший в 1829-1840 годах директором
Департамента иностранных вероисповеданий,
несколько раз попадал в немилость за свою
приверженность к мужскому полу. Это дало
повод князю П. Вяземскому сказать о нем: "Не
претерпевший никогда особенного несчастия,
он был несчастлив сам по себе и сам от себя".
Впрочем, невзгоды миновали Вигеля, и в
дневнике от 7 января 1834 года А.С. Пушкин
записал: "Вигель получил звезду и очень
ею доволен - он занимателен и делен, но
всегда кончается толками о мужеложстве".
В начале 40-х годов прошлого века, в связи со
скандальной историей в том же духе, в которой
Вигель, однако, лично не участвовал, он
высылается из Петербурга вместе с группой
приверженцев. Он отбыл в Москву, другие же - в свои
имения, и на этом дело заминается. Через три года
он, как ни в чем ни бывало, возвращается в
Петербург и продолжает свою карьеру.
При Александре I этим прославился старший
сын известного архивиста Н.Н.Бантыш - Каменского
и брат исследователя истории Украины Д.Н.Бантыш -
Каменского, В.Н.Бантыш - Каменский, служащий
Коллегии иностранных дел, которого вскольз
упоминает А.С.Пушкин в своих эпиграммах. "Не
краснея, нельзя говорить об нем, более ничего не
скажу: его глупостию, его низостию и пороками не
стану пачкать сих страниц", - так лицемерно
пишет Ф.Ф.Вигель, сам будучи известным
поклонником той же формы любви. В.Н.Бантыш -
Каменский был выслан без суда и следствия в
ноябре 1823 года в Вятку после серии открытых
скандалов. Спустя три года, он был уже переведен
из ссылки в Тобольск, к брату Д.Н.Бантыш -
Каменскому, который был там губернатором, но
вскоре в 1828 году был арестован по "Высочайшему
его Императорского величества повелению снова и
заключен за предосудительные поступки" в
Суздальский Спасо- Ефимовский монастырь, где
вскоре умер на 51 году жизни. В данном случае
неразумный и откровенно вызывающий образ жизни
привел к неизбежной реакции со стороны властей.
В свое время В.Н.Бантыш - Каменский был вызван
к императору, и тот "приказал ему составить
список всех знакомых по сей части. На что Бантыш -
Каменский представил ему таковой список, начав
оный министром просвещения, потом стоял канцлер
и так далее.... Он имел после этого аудиенцию у
государя и удостоверил его клятвенно в истине
своего донесения." А.С. Пушкин высмеял вкусы
А.Н.Голицына и его покровительство В.Н.Бантыш -
Каменскому в своих эпиграммах.
|