С.В.Дягилев и русский балет
Умышленно эпатировал публику, вызывая
всеобщие пересуды, основатель журнала «Мир
искусства» и создатель нового русского балета Сергей
Дягилев (1872—1929). Разносторонне талантливый
и предприимчивый человек, Дягилев сознательно
рисовался дэндизмом, а «при случае и дерзил
напоказ, не считаясь a la Oscar Wilde с «предрассудками»
добронравия и не скрывая необычности своих
вкусов назло ханжам добродетели...» Первой
известной любовью был его двоюродный брат Дима
Философов (1872—1940). Обладатель
«хорошенького, «ангельского» личика», Философов
уже в петербургской гимназии Мая привлекал к
себе недоброжелательное внимание
одноклассников слишком нежной, как им казалось,
дружбой со своим соседом по парте будущим
художником Константином Сомовым. «Оба
мальчика то и дело обнимались, прижимались друг к
другу и чуть что не целовались. Такое поведение
вызывало негодование многих товарищей, да и меня
раздражали манеры обоих мальчиков, державшихся
отдельно от других и бывших, видимо, совершенно
поглощенными чем-то, весьма похожим на взаимную
влюбленность»45. «Непрерывные между обоими
перешептывания, смешки продолжались даже и
тогда, когда Костя достиг восемнадцати, а Дима
шестнадцати лет... Эти «институтские» нежности не
имели в себе ничего милого и трогательного» и
вызывали у многих мальчиков «брезгливое
негодование»
После ухода Сомова из гимназии его место в жизни
Димы занял энергичный, румяный, белозубый
Дягилев, с которым они вместе учились, жили,
работали, ездили за границу и поссорились в 1905 г.,
когда Дягилев публично обвинил Философова в
посягательстве на своего юного любовника.
Создав собственную балетную труппу, Дягилев
получил новые возможности выбирать красивых и
талантливых любовников, которым он не только
помогал делать карьеру, но в буквальном смысле
слова формировал их личности. Эротические
пристрастия Дягилева были запрограммированы
жестко, он увлекался только очень молодыми
людьми. Его знаменитые любовники-танцовщики — Вацлав
Нижинский, Леонид Мясин, Антон Долин, Сергей
Лифарь — пришли к нему 18-летними, а его
последнее увлечение — композитор и дирижер Игорь
Маркович — 16-летним. Властный, нетерпимый и
в то же время застенчивый (он стеснялся своего
тела и никогда не раздевался на пляже), Дягилев не
тратил времени на ухаживание. Пригласив
подававшего надежды гоношу к себе в гостиницу, он
сразу же очаровывал его властными манерами,
богатством обстановки и перспективой блестящей
карьеры. Его обаяние и нажим были настолько
сильны, что молодые люди просто не могли
сопротивляться. Мясин. который не хотел уезжать
из Москвы, пришел к Дягилеву во второй раз с
твердым решением отклонить предложение о
переходе в дягилевскую труппу, но, к собственному
удивлению, вместо «нет» ответил «да». Никто из
этих юношей не испытывал к Дягилеву эротического
влечения. Мясин и Маркович, по-видимому, были
гетеросексуалами, Нижинский до знакомства с
Дягилевым был любовником князя Львова, а
Дягилева больше боялся, чем любил. Работать и
жить с Дягилевым было невероятно трудно. Он бывал
груб на людях, отличался патологической
ревностью (Лифарь называл его «Отеллушка»),
ревнуя своих любимцев и к женщинам и к мужчинам,
включая собственных друзей, требовал
безоговорочного подчинения во всем. Это касалось
не только творческих проблем. Стоило Лифарю не
надеть подаренную ему Дягилевым шляпу, как тот на
него публично накричал: «Что? Она тебе не идет? Ты
хочешь сказать, что у меня нет вкуса, что я не знаю
своего ремесла? Вон с глаз моих, негодный щенок!»
Однако он давал своим любовникам не только
положение и роли, которых они безусловно,
заслуживали, но за которые в любой группе идет
жесткая конкуренция. Приблизив молодого
человека, Дягилев возил его с собой в Италию,
таскал по концертам и музеям, формировал его
художественный вкус и раскрывал его скрытые,
неизвестные ему самому, таланты. Поскольку сам
Дягилев не был ни танцовщиком, ни хореографом,
между ним и его воспитанниками не могло быть
профессионального соперничества, а получали они
от него очень много, причем на всю жизнь. И хотя
после нескольких лет совместной жизни и работы
их отношения обычно охладевали или
заканчивались разрывом (как было с Нижинским и
Мясиным), молодые люди вспоминали Дягилева
благоговейно (исключением был Нижинский, с
юности страдавший серьезным психическим
заболеванием; уход от Дягилева, казавшийся ему
освобождением, на самом деле усугубил его
психические трудности).
Далее: Начало XX в: Лесбийская субкультура
|